Кто на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня15
mod_vvisit_counterВчера157
mod_vvisit_counterНа этой неделе338
mod_vvisit_counterВ этом месяце4022
mod_vvisit_counterВсего414308
Главная Энергосбережение Ключевые аспекты законодательства об энергосбережении

По материалам информационно-консультационной системы - проект ЗАО "АКЦ Жилкомаудит"

Рассматриваемая тема:

«Ключевые аспекты законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в РФ»

Официальное мнение представляет СКРИПАЧЕВА Марина Анатольевна – (член рабочей группы по разработке Закона №261-ФЗ*)

Вид отношений, регулируемых Законом Комментарий по реализации отношений

Требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений

Для объектов «нового» строительства Закон вводит требования:

  • энергоэффективности зданий, строений, сооружений вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта и в процессе их эксплуатации (за исключением индивидуального строительства, культовых, исторических и малых зданий, прочих), которые утверждаются Минрегионом РФ;
  • по наличию приборов учета энергоресурсов как в момент ввода в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации;
  • по определению класса энергоэффективности многоквартирного дома и размещению информации о классе на фасаде зданий.

Для «старых» жилых и многоквартирных домов в Законе установлено:

  • Утверждение стандартного комплекса обязательных мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества в многоквартирных домах;
  • Возможность заключения энергосервисных договоров, в том числе с поставкой энергоресурса.

Обязательные мероприятия по энергосбережению в отношении общедомового имущества в МКД

На УО, ТСЖ, ЖСК возложена обязанность по проведению мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества.

Перечень обязательных мероприятий устанавливается субъектами РФ в соответствии с принципами, утвержденными Постановлением Правительства от 23.08.2010 г. № 646. Рекомендуемый срок установления перечня мероприятий – до 23.10.2010 г. Расходы на проведение мероприятий обязаны нести собственники помещений в МКД

Не реже 1 раза в год разрабатывать и доводить до собственников предложения о мероприятиях по энергосбережению в отношении общего имущества МКД с указанием расходов, объема ожидаемого снижения потребления энергоресурсов, сроков окупаемости мероприятий.

На РСО возложена обязанность не реже 1 раза в год предлагать собственникам помещений в МКД проведение необязательных мероприятий по энергосбережению как в отношении общего имущества, так и в отношении помещений в МКД. В ближайшее время планируются изменения в Правила №491 по включению в содержание общего имущества проведения обязательных мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества в МКД.

Введение запрета на оборот неэнергоэффективных товаров

В Законе установлен прямой запрет оборота ламп накаливания мощностью более 100 Вт с 01.01.2011г.;

Возможно введение запрета на оборот ламп накаливания мощностью более 75 Вт – с 2013г., мощностью более 25 Вт – с 2014 г., а также ограничения/запрета на оборот неэнергоэффективных товаров, для чего необходимы изменения в Закон.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. №681 утверждены Правила обращения с отходами в части утилизации энергосберегающих ламп, в соответствии с которыми:

  • УК, ТСЖ, ЖСК и прочие осуществляют накопление отработанных энергосберегающих ламп (ОЭЛ) в специальной таре;
  • организуют сбор ОЭЛ;
  • специализированные организации – осуществляют сбор, транспортировку, обезвреживание и использование ОЭЛ.

Обсуждаются изменения в Правила № 491 в части включения затрат на накопление ОЭЛ в содержание общего имущества.

Компания по установке приборов учета

В Законе установлены обязанности по оснащению приборами учета (ПУ):

До 01.01.11 – юридические лица + органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые обязаны завершить оснащение «своих» объектов ПУ используемых энергоресурсов и обеспечить их ввод в эксплуатацию;

До 01.01.12 – физические лица обязаны завершить оснащение ПУ используемых энергоресурсов и их ввод в эксплуатацию.

Деятельность по установке, замене, эксплуатации ПУ:

  • добровольно для любого лица, отвечающего установленным требованиям;
  • обязательно! С 01.07.2010 для организаций, снабжающих или передающих ресурс и сети которых присоединены к сетям потребителей.

Обязанности организаций, снабжающих или передающих ресурс:

  • до 01.07.10 направить гражданам и их посредникам предложения по установке ПУ (для реализации – приказ Минэнерго РФ от 16.04.2010 г. № 178);
  • с 01.07.10 приступить к осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации ПУ (для реализации – приказ Минэнерго от 07.04.2010г. № 149);
  • до 01.01.12 (в отношении юридических лиц) и до 01.01.13 (в отношении физических лиц) и далее проверять установку ПУ (их эксплуатацию) и при их отсутствии установить ПУ (начать их эксплуатацию) с отнесением расходов на собственника объекта;
  • представить гражданам (физическим лицам) рассрочку по договору на установку ПУ на 5 лет.

Региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

В состав показателей для оценки эффективности деятельности субъектов и муниципалитетов вводятся показатели в области энергоэффективности.

Требования к программам:

  • показатели (без указания значений) утверждаются Правительством РФ;
  • значения определяются самим регионом, муниципальным образованием исходя из наличия бюджетных, внебюджетных источников;
  • планируются субсидии на лучшие программы из федерального бюджета;
  • в помощь регионам и муниципалитетам устанавливается примерный перечень мероприятий, утвержденный Минэкономразвития РФ.

Для детализации принято:

  • Указ Президента РФ от 13.05.2010 № 579;
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61;
  • Приказ Минрегиона РФ от 07.06.2010 № 273.

Энергосбережение бюджетными учреждениями

Требования по Закону:

  • с 1 января 2010 года установлена обязанность бюджетных учреждений всех уровней снизить энергопотребление на 15% за 5 лет;
  • с 1 января 2010 года главные распределители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований, уменьшая их на 15% за 5 лет (с ежегодным снижением на 3%);
  • экономия средств, достигнутая за счет дополнительной экономии ресурсов остается у бюджетного учреждения и может расходоваться на увеличение годового фонда оплаты труда.

Механизм реализации требований:

  • Снижение объемов потребляемых: воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля;
  • Базовый уровень принимается в размере объема потребления энергоресурса в 2009 году;
  • Объем снижения потребления энергетического ресурса определяется в сопоставимых условиях (погода, функциональное назначение помещений);
  • Порядок определения объема снижения энергопотребления бюджетного учреждения устанавливается Минэкономразвития РФ для сопоставимых условий.

Обеспечение энергоэффективности в системе государственных закупок

Основные положения Закона, касающиеся госзакупок:

  • Заказчики обязаны размещать заказ в соответствии с требованиями энергоэффективности.

Уже установлены требования:

Закона:

  • запрещено размещение заказов на все лампы накаливания (с 1 января 2011 г.)

Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1221:

  • Закупка бытовых устройств не ниже первых 2-х классов энергоэффективности (по истечении 90 дней с даты утверждения классов);
  • Закупка систем управления освещением с автоматическим регулированием освещенности (с 1 января 2011 г.)

Приказа Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 г. № 229:

  • Требования к товарам, используемым для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, систем ресурсоснабжения

Требования, которые должно утвердить Минэкономразвития:

  • Требования к товарам, для которых определены классы энергоэффективности (не позднее 2 месяцев со дня утверждения классов);
  • Требования к работам, услугам, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергоресурсов (до 1 января 2011 г.);
  • Требования к наиболее энергоемкой продукции (до 1 июля 2011 г.).

Программы по энергосбережению регулируемых организаций (СЕМ и ОКК)

Законом предусмотрено:

  • Утверждение и реализация программ по энергосбережению (ЭС) на 3 года. Первичное принятие – до 15 мая 2010 г.;
  • Требования утверждаются регулирующим органом (ФСТ, РСТ, орган местного самоуправления) в соответствии с Правилами, установленными Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 15.05.2010 г. № 340);
  • Расходы на выполнение обязаны быть учтенными при регулировании тарифов;
  • Структура требований:
    • Целевые показатели, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программы;
    • Перечень обязательных мероприятий;
    • Показатели энергоэффективности создаваемых (реконструируемых) объектов.
  • Невыполнение требований влечет корректировку тарифов.

Обязательное энергообследование

Энергообследование является обязательным:

  • для органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • для организаций с государственным и муниципальным участием;
  • для регулируемых организаций и организаций, претендующих на господдержку;
  • для предприятий ТЭК;
  • организаций, расходующих более 10 млн. руб. на энергоресурсы ежегодно.

Сроки проведения энергообследования: - до 31 декабря 2012 г., далее не реже 1 раза каждые 5 лет.

Деятельность по проведению энергообследования вправе осуществлять только энергоаудиторы – члены СРО энергоаудиторов: юридические и физические лица.

По результатам обследования выдается– энергопаспорт. Требования к энергопаспорту устанавливает Минэнерго России.

Копии энергопаспортов направляются СРО в Минэнерго

Для реализации принято:

  • Приказ Минэнерго РФ от 19.04.2010 № 182;
  • Приказ Минэнерго РФ от 22.06.2010 № 283.

Государственная информационная система (ГИС)

ГИС создается для методологической и информационной поддержки всего процесса повышения энергоэффективности и энергосбережения

Создание и функционирование ГИС осуществляет Минэнерго в соответствии с Правилами, установленными Правительством РФ Постановлением от 01.06.2010 № 391.

Направления и формы господдержки

Налоговые «льготы» (изменения в НК)

Предоставление инвестиционного налогового кредита организациям при осуществлении инвестиций в создание объектов:

  • имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов;
  • относящихся к возобновляемым источникам энергии;
  • относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%;
  • иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ

Право применения повышающих коэффициентов к норме амортизации (не выше 2):

  • в отношении основных средств с высокими показателями энергоэффективности – перечень утверждается Правительством РФ;
  • или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов предусмотрено определение классов их энергоэффективности.

Возмещение % по кредитам, полученным организациями под реализацию программ в области энергосбережения и энергоэффективности – при условии выделения средств федеральным бюджетом.

Бюджетное софинансирование «частных» проектов – через финансирование региональных и муниципальных программ.

Изменения в системе тарифного регулирования

С целью стимулирования привлечения частных инвестиций в создание энергоэффективного оборудования в регулируемых секторах Закон делает акцент в сторону долгосрочных тарифов в обмен на соблюдение показателей надежности и качества во всех видах рег. деятельности (кроме транспортировки, поставки газа) и с обязательными сроками перехода для отдельных видов деятельности: передача э/э: ФКС – с 1.01.2010, ТСО, созд. в ходе реформы АО – энерго – с 1.01.2011, остальные – с 1.01.2012.

С целью стимулирования энергосбережения в регулируемых секторах Законом предусматриваются:

  • Пониженные тарифы для населения в рамках социальной нормы при условии компенсации расходов РСО, в т.ч. за счет повышения тарифов сверх нормы;
  • Обязательная дифференциация тарифов на энергоресурсы по степени их использования (например, по времени суток);
  • Сохранение не менее 5 лет экономии от снижения потребления энергоресурсов в результате реализации мероприятий за счет нетарифных и внебюджетных источников;
  • Формирование производственных и инвестиционных программ, тарифов с учетом программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • Возможность включения в НВВ на срок не более 5 лет расходов на снижение фактических потерь, выявленных после установки приборов учета.

* в таблице закон № 261 именуется как Закон.


Энергообследование является обязательным:

- для органов государственной власти, ОМС;

- для организаций с государственным и муниципальным участием;

- для регулируемых организаций и претендующих на господдержку;

- для предприятий ТЭК;

- организаций, расходующих более 10 млн. руб. на энергоресурсы ежегодно.

• Сроки проведения энергообследования: - до 31 декабря 2012 г., далее не реже 1 раза каждые 5 лет.

• Деятельность по проведению энергообследования вправе осуществлять только энергоаудиторы – члены СРО энергоаудиторов: юридические и физические лица

• По результатам обследования выдается– энергопаспорт. Требования к энергопаспорту устанавливает Минэнерго России.

• Копии энергопаспортов направляются СРО в Минэнерго

Для реализации принято:

- Приказ Минэнерго РФ от 19.04.2010 № 182

- Приказ Минэнерго РФ от 22.06.2010 № 283